Требования к содержанию технического проекта геодезической сети специального назначения

 

Геодезическая сеть специального назначения - это сеть геодезических пунктов заданного класса (разряда) точности, которая создается в процессе инженерных изысканий и служит геодезической основой для обоснования проектной подготовки строительства, самого строительства и эксплуатации транспортного объекта. Также она предназначена для выполнения топографических съемок, для планировки местности, создания разбивочной основы для строительства, обеспечения других видов изысканий, геодезических работ при межевании, необходимых для изготовления межевого плана и технического плана здания.

Геодезические сети специального назначения могут создаваться как в результате проведения спутниковых геодезических работ, так и проложением полигонометрических ходов, в которых измеряются углы и расстояния. Отметки пунктов геодезических сетей определяются, как правило, методами геометрического и тригонометрического нивелирования.

Приказ Росреестра от 20.10.2020 № П/0386 устанавливает требования к содержанию технического проекта геодезической сети специального назначения, в том числе сети дифференциальных геодезических станций.

Технический проект должен содержать текстовую и графическую части.

Графическая часть технического проекта оформляется с использованием топографических карт масштаба 1:50 000 - 1:200 000, на которых указываются местоположение пунктов государственной геодезической сети, геодезических сетей специального назначения, планируемое местоположение пунктов создаваемой геодезической сети специального назначения.

Технический проект создается в виде бумажного документа и (или) в виде электронного документа в форматах PDF, TIFF, DOC, XLS. Технический проект, созданный в виде электронного документа, заверяется усиленной квалифицированной подписью заказчика работ по созданию геодезической сети специального назначения.

Технический проект геодезической сети специального назначения утверждается Росреестром или его территориальными органами.

Срок рассмотрения технического проекта не может превышать тридцати календарных дней со дня поступления такого проекта в Росреестр или его территориальное Управление.

 


 

 

В Томской области заметно выросла доля электронных услуг

 

Сегодня электронный способ получения услуг становится все более востребованным. Люди больше ценят свое время и поэтому возможность дистанционного оформления документов с использованием современных цифровых сервисов актуальна, как никогда. Услуги Росреестра – не исключение.

Электронные услуги Росреестра – это простой способ получить услуги ведомства напрямую, без посредников, не выходя из дома или офиса.

Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде можно на официальном сайте  Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет».

Посредством сервиса можно подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Кроме того, возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в разделе сервиса «Мои заявки».

«Личный кабинет» позволяет собственнику просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости, гарантирует оперативное уведомление об изменении характеристик объектов недвижимости, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о фактах наложения или снятия арестов на имущество, что дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.

Для получения доступа к сервису «Личный кабинет» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Заявление и документы, представляемые в Росреестр на регистрацию права в электронном виде, получение сведений ЕГРН ограниченного доступа должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

 Получить сертификат электронной подписи можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, перечень которых размещен на сайте Росреестра, в том числе в созданном на базе Федеральной кадастровой палаты Росреестра удостоверяющем центре (https://uc.kadastr.ru).

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Среди жителей Томской области популярность получения услуг Росреестра посредством электронных сервисов растет с каждым годом. Если по состоянию на 01.05.2021 доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых Управлением Росреестра по Томской области в электронном виде, составляла 41% от общего числа заявлений, то на 01.05.2022 уже 51% всех заявлений о совершении учетно-регистрационных действий поступает в электронном виде.

Преимущества получения услуг в электронном виде очевидны: возможность получить услугу в любом удобном месте и в любое время, отсутствие необходимости предварительной записи и посещения офисов многофункционального центра, исключение так называемого человеческого фактора, снижение стоимости и сокращение сроков регистрации.

Сокращение сроков регистрации – важный показатель качества и доступности государственных услуг Росреестра, в связи с чем Управлением принято решение о сокращении срока оказания государственных услуг в учетно-регистрационной сфере по заявлениям, представленным в электронном виде, до 24 часов, при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства.

Например, более 95% ипотечных сделок, документы на регистрацию которых поступили в электронном виде, сегодня регистрируются Управлением в течение 24 часов».

 


 

 

Обжалование решений должностных лиц, уполномоченных на осуществление госгеонадзора

 

С 1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в соответствии с которым изменен порядок обжалования решений контрольных органов и действий или бездействия должностных лиц, предусматривавший обязательность досудебного обжалования.

Подать досудебную жалобу может контролируемое физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация, в отношении которых приняты или совершены: решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений; действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Основанием для подачи жалобы служит мнение контролируемого лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью жалобу подают в Росреестр через сайт Госуслуг или аналогичный региональный портал.

Крайний срок на подачу жалобы зависит от разных обстоятельств. Если обжалуется решение, действия (бездействие) должностного лица, уполномоченного на осуществление госгеонадзора, то успеть подать жалобу необходимо в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае обжалования предписания срок подачи жалобы  – 10 рабочих дней с момента его получения.  

Материалы, прикладываемые к ходатайству, заявлению, жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, должны быть в электронном виде.

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать жалобу по тем же основаниям уже нельзя.

Росреестр при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности  – типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности. В указанной подсистеме уполномоченное на рассмотрение жалобы лицо отражает ход её рассмотрения.

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

 


 

 

Как избежать нарушений земельного законодательства 

 

Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена по категориям в зависимости от целевого назначения участков.

Обращаем внимание землепользователей на необходимость соблюдения обязанности, установленной ст. 42 Земельного кодекса РФ, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Нарушение данной обязанности влечет административную ответственность по ст. 8.8 КоАП РФ.

Присвоение участку определенной категории, а также его перевод из одной категории в другую осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Например, земельный участок, имеющий вид разрешенного использования: для садоводства используется собственником для содержания птицы. В этом случае усматривается административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Указанную позицию отразил Верховный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 02.08.2021 № 16-АД21-6-К4, в котором признал виновной жительницу Волгоградской области, которая разводила кур на земельном участке, предназначенном для садоводства с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Не является административным правонарушением использование земельного участка в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка, который в Единый государственный реестр недвижимости не вносится, но предусмотрен территориальной зоной, в которой расположен земельный участок. Например, если вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка предусмотрено размещение домашней птицы, то размещение птицы на таком земельном участке не будет являться использованием его не по целевому назначению. Информацию о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок можно узнать в органе местного самоуправления.

При этом необходимо отметить, что 18.06.2013 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял постановление № 71/13, в котором указал, что правовые нормы Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. Исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием) отсутствуют.

Как отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова, использование земельного участка полностью или частично для содержания птицы не влияет на квалификацию указанного правонарушения.

Устранение данного правонарушения возможно путем прекращения использования земельного участка не по назначению, либо путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешенного использования в соответствии с фактическим видом использования.

 


 

 

Кадастровая палата помогает при сделках с недвижимостью

 

Все мы ежедневно участвуем в сделках по купле-продаже, приобретая продукты, вещи, предметы быта. Здесь все просто и понятно – это повседневные дела. Но участие в сделках с недвижимым имуществом без сопровождения юриста или грамотного специалиста может создать серьезные проблемы. Существует риск столкнуться с мошенниками, потерять собственные деньги или права на имущество.

Самостоятельное составление договора купли-продажи, дарения может повлечь за собой неблагоприятные последствия: договор могут признать незаключенным или недействительным, а также он может стать причиной обращения в различные судебные инстанции. Задача юриста устранить все эти последствия и обеспечить защиту интересов заявителя на всех этапах сделки от проверки благонадежности продавца до регистрации права собственности в Росреестре.

Сотрудники Кадастровой палаты имеют большой опыт в различных отраслях права, поэтому помогут найти выход из самой непростой юридической ситуации, в том числе помочь и при сделках с недвижимостью.

Преимущества работы с экспертами Кадастровой палаты очевидны:

•        услуги предоставляются одинаково качественно любому клиенту независимо от его правового статуса;

•        фиксированный тариф на оказание услуг;

•        возможна проверка истории имущества, наличия ограничений (обременений) прав, охранных зон, арестов и т.д.

Услугу можно получить в офисе Кадастровой палаты Томской области.

Помимо этого, специалисты ведомства оказывают услуги по выездному обслуживанию и курьерской доставке документов.

«Каждому клиенту гарантирован качественный прием документов для осуществления учетно-регистрационных действий без очереди и ожидания. При этом сроки регистрации документов, поданных через офисы Кадастровой палаты, короче, чем поданных через МФЦ», – отметил Виталий Файт, директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Томской области.

Кроме того, специалисты Кадастровой палаты досконально знакомы со всеми нюансами процедуры регистрации и не навязывают никаких лишних, ненужных услуг.

Тщательная подготовка документов – залог успешной сделки. Для получения дополнительной информации о предоставлении услуг Кадастровой палаты можно позвонить по телефону: 8 (3822) 46-78-71 (доб.2019).

 


 

 

95 % электронной ипотеки регистрируется в Томской области за один день

 

За первый квартал 2022 года в Управление Росреестра по Томской области подано 3493 обращения на регистрацию ипотеки, из них в электронном виде – 1928 обращений.

«Росреестр системно работает над повышением доли электронных сделок и сокращением сроков предоставления услуг в интересах получателей услуг. В этом году более 95% электронных ипотечных сделок регистрируется Управлением менее чем за сутки», – сообщила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

 


 

 

Изменения законодательства об электронной подписи

 

Использование средств электронной подписи дает возможность в значительной мере сэкономить силы и время в частности при получении государственных услуг.

Средства электронной подписи - это программно-аппаратное или программное средство, предназначенное для создания проверки электронной подписи на электронном документе. С их помощью можно установить факт изменения подписанного электронного документа после момента его подписания, создать квалифицированную электронную подпись в формате, который обеспечивает возможность ее проверки любыми сертифицированными средствами электронной подписи.

Однако динамично изменяющееся законодательство призывает тщательно следить за последними нововведениями и в данной сфере.

Так, в марте 2022 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», в соответствии с которыми изменился порядок выдачи квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, в частности:

- лица, уполномоченные на действия без доверенности от имени юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нотариусы и уполномоченные на совершение нотариальных действий лица (далее - нотариусы) получают квалифицированный сертификат в удостоверяющем центре ФНС России;

- лица, уполномоченные на действия без доверенности от имени кредитных организаций, операторов платежных систем и иных лиц, подведомственных Центральному банку Российской Федерации, получают квалифицированный сертификат в удостоверяющем центре Банка России;

- лица, замещающие государственные должности в любом органе власти Российской Федерации, и работники организаций, подведомственных таким органам, получают квалифицированный сертификат в удостоверяющем центре Федерального казначейства.

«Лица, получившие квалифицированные сертификаты не позднее 31 декабря 2021 года в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах, вправе их использовать не позднее 31 декабря 2022 года, за исключением случаев, когда квалифицированный сертификат выдан для его использования только физическим лицом, являющимся единственным его владельцем», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

По истечении срока действия таких квалифицированных сертификатов за получением новых квалифицированных сертификатов необходимо обращаться в соответствующие удостоверяющие центры, перечисленные выше.    Физические лица, получившие квалифицированный сертификат в таких центрах вправе его использовать до истечения срока действия.

Таким образом, с 1 января 2023 года коммерческие удостоверяющие центры вправе выдавать квалифицированные сертификаты только для физических лиц.

 


 

 

В I квартале 80% ДДУ в Томске оформлено в электронном виде

 

В первые три месяца 2022 года Управлением Росреестра по Томской области зарегистрировано 80% договоров долевого участия (ДДУ) в электронном виде, что в разы превышает аналогичный показатель прошлого года – 12%.

«Управлением в целях повышения доступности оказываемых государственных услуг было принято решение о сокращении срока государственной регистрации ДДУ, предоставленных в электронном виде, до 24-х часов. Получатели услуг оценили скорость и удобство электронных сделок, и в этом году уже 80 % ДДУ регистрируются менее чем за сутки», – сообщила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

 


 

 

Почему необходимо регистрировать ранее возникшие права на недвижимость?

 

На вопрос отвечает заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына:                          

- Права на объекты недвижимости, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Такие права признаются ранее возникшими при условии, что документы, свидетельствующие о них, оформлены в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент их выдачи.

Государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и проводится по желанию их обладателей.

Но, когда необходим переход таких прав, их ограничений и обременений при отчуждении (продаже, дарении, наследовании) объекта недвижимости, то без учета объекта и регистрации ранее возникшего права не обойтись. При продаже имущества сведения о правообладателе (продавце), не учтенные в ЕГРН, будут внесены перед регистрацией сделки. То есть, если в документах не выявится никаких противоречий, будет зарегистрировано сначала право продавца, а затем только его переход к покупателю.

Следует отметить, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором прав очень часто выявляются противоречия, либо неточности, которые не позволяют осуществить государственную регистрацию перехода права (например, ошибка в данных правообладателя, расхождение площади).

С целью недопущения приостановления (впоследствии отказа) осуществления государственной регистрации прав рекомендуем регистрировать ранее возникшее право до того момента, когда решите подписать договор об отчуждении объекта недвижимости.

В настоящее время государственная регистрация ранее возникшего права осуществляется без уплаты государственной пошлины.

 


 

 

Формирование банка данных земель для жилищного строительства

 

В 2020 году Росреестр по поручению Правительства Российской Федерации во всех регионах провел масштабную работу по выявлению свободных территорий для возможной застройки.

Кроме того, Росреестром был разработан сервис «Земля для стройки», чтобы выявленные земельные участки можно было отображать на Публичной кадастровой карте (ПКК) в интересах граждан и инвесторов. С помощью указанного сервиса можно выбрать и оценить свободный земельный участок для строительства жилья.

Для реализации проекта «Жилье и городская среда» на территории Томской области и проведения анализа эффективности использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства, при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области создан постоянно действующий оперативный штаб.

«По результатам работы оперативного штаба выявлено 111 земельных участков, которые могут быть вовлечены в оборот в целях жилищного строительства, общей площадью 714 га. Из них подлежат размещению на ПКК сведения о 37 земельных участках общей площадью 472 га. Вовлечено в оборот в целях жилищного строительства 46 земельных участков общей площадью 237 га, расположенных на территории Томской области», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Как отметил председатель Комитета архитектуры и территориального развития Администрации Томского района Алексей Крутов, по Томскому району могут быть вовлечены в оборот в целях жилищного строительства 35 земельных участков общей площадью 371 га, и уже вовлечено в оборот 12 земельных участков общей площадью 17 га.

В целях реализации возможности доступа к информации об указанных земельных участках неограниченного круга лиц, в том числе потенциальных инвесторов, а также в целях обеспечения достижения показателей национального проекта «Жилье и городская среда» Администрацией Томской области подписано Соглашение о взаимодействии с Росреестром.

В рамках соглашения уполномоченный орган региона направляет в ФКП Росреестра сведения об участках, пригодных для жилищного строительства. ФКП как оператор ПКК размещает на ней данные о земельных участках. Далее лицо, которое заинтересовалось конкретным участком, направляет посредством сервиса «Земля для стройки» информацию о себе в ответственный уполномоченный орган. Тот, в свою очередь, определяет статус собственности участка (федеральная, региональная, муниципальная, неразграниченная собственность) и в зависимости от этого распределяет заявку. После проходит аукцион, и победитель оформляет право пользования на конкретный участок. В завершение уполномоченный орган направляет в ФКП обновленные сведения, чтобы уточнить на ПКК, какие земли можно вовлечь в жилищное строительство.

 

 

Просмотров: 978
Источник: Управление Росреестра по Томской области